|
Колдовство
Элифас Леви
Человек, смотрящий с нечистым желанием на женщину, оскверняет ее, -
сказал великий Учитель. Мы выполняем все то, чего настойчиво желаем.
Каждое реальное желание подтверждается актами; всякое желание,
подтвержденное поступком, - действие. Каждое действие подчинено суду, и
суд этот вечен. - Все это - догматы и принципы.
На основании этих принципов и догматов, добро или зло, которые вы
желаете, как самим себе, так и другим, непременно исполнится, если вы
подтверждаете свою волю и проявляете действиями свое решение.
Действия должны быть аналогичны желанию. Желание повредить кому-нибудь
или заставить полюбить себя, чтобы быть действительным, должно быть
подтверждено актами ненависти или любви.
Все, носящее на себе отпечаток человеческой души, принадлежит этой душе;
все, что каким бы то ни было образом, человек присвоил себе, становится
его телом, в самом широком значении этого слова; а все то, что делают с
телом человека, посредственно или непосредственно ощущается его душой. .
Поэтому-то моральная теология смотрит на всякое враждебное действие
против ближнего как на начало человекоубийства.
Колдовство - человекоубийство, и человекоубийство тем более подлое, что
оно ускользает от преследования закона, и жертва не может защищаться.
Установив этот принцип для успокоения собственной совести и
предостережения слабых, - я смело утверждаю, что колдовство возможно.
Более того, я утверждаю, что оно не только возможно, но, до некоторой
степени, необходимо и фатально. Оно беспрестанно совершается без ведома
лиц, производящих его и подвергающихся ему. Невольное колдовство одна из
ужаснейших опасностей человеческой жизни.
Страстная симпатия необходимо подчиняет пламенное желание сильной воле.
Моральные болезни заразительней болезней физических, и иной успех
увлечения и моды можно сравнить с проказой или холерой.
От дурного знакомства умирают также, как и от заразной болезни; ужасная
болезнь, которая в Европе всего только несколько столетий наказывает за
профанацию таинств любви, - откровение аналогичных законов природы и
только слабое изображение морального извращения, ежедневно являющегося
результатом подозрительной симпатии.
Рассказывают о ревнивом и подлом человеке, который, чтобы отомстить
своему сопернику, заразил себя неизлечимой болезнью. Такова ужасная
история каждого магиста или, вернее, колдуна, занимающегося колдовством.
Он отравляет себя, чтобы отравлять других; он осуждает себя, чтобы
мучить: он вдыхает ад, чтоб потом его выдохнуть; он смертельно ранит
себя, чтоб умерщвлять других; обладая подобной печальной храбростью, он
может быть вполне уверен, что отравит и убьет одним только стремлением
своей развращенной воли.
Существуют страсти, убивающие так же как ненависть, и доброжелательность
мучить злых. Молитвы, с которыми обращаются к Богу, чтобы обратить
кого-нибудь, приносят несчастье этому человеку, если он не хочет
обратиться. Как я уже говорил, утомительно и опасно бороться против
флюидических токов, производимых цепями объединенных волей.
Следовательно, существует два рода колдовства: колдовство невольное и
колдовство произвольное. Можно также различать колдовство физическое от
колдовства морального.
Сила притягивает силу, жизнь привлекает жизнь, здоровье притягивает
здоровье; таков закон природы.
Если два ребенка живут вместе, а в особенности спят в одной комнате, - и
один из них слаб, а другой силен, - сильный поглощает слабого, и тот
погибнет. Поэтому-то необходимо, чтобы дети всегда спали одни.
В пансионах некоторые ученики поглощают ум других, и в каждом собрании
скоро находится индивидуум, завладевающий волей других.
Как я уже заметил, колдовство посредством токов - самая обыкновенная
вещь; толпа увлекает не только физически, но и морально. Но в этой главе
мне предстоит главным образом констатировать почти абсолютную власть
человеческой воли над определением своих поступков и влияние всякого
внешнего проявления воли даже и на наружные вещи.
Произвольное колдовство еще и теперь часто наблюдается в наших деревнях,
так как у невежественных и уединенно живущих лиц природные силы действуют
совершенно не ослабляясь сомнением и не отклоняясь в сторону. Ненависть,
откровенная, абсолютная и без всякой примеси отвергнутой страсти или
личной жадности, - в известных обстоятельствах, смертный приговор для
предмета этой ненависти. Я говорю "без примеси любовной страсти или
жадности", потому что всякое желание, будучи в то же время притяжением,
усовершенствует и уничтожает силу выбрасывания. Так, например, ревнивец
никогда действительно не околдует своего соперника, и жадный наследник
силой своей воли не сократит жизни скупого и живучего дядюшки.
Колдовство, производимое в подобных условиях, падает на того, кто его
производит, и скорее полезно, чем вредно для лица, против которого оно
направлено, так как освобождает его от злобы, которая чрезмерно
возбуждаясь, сама себя уничтожает.
Слово "колдовство" (envoutement) очень энергичное в своей галльской
простоте, удивительно точно выражает обозначаемое им понятие:
"околдовать" (envoulter) - значит взять и окутать кого-нибудь желанием,
твердо выраженной волей.
Орудие колдовства - сам великий магический агент, который, повинуясь злой
воле, становится тогда действительно и положительно демоном.
Так называемое колдовство, т. е. совершаемая с обрядами операция с целью
повредить кому-нибудь, - действует только на самого оператора, и цель его
колдовства - укрепить и подтвердить волю оператора, настойчиво и с силой
ее формируя; эти два условия делают волю действительной.
Чем трудней и ужасней операция - тем она действительней, так как тем
сильнее действует на воображение и подтверждает волю прямо
пропорционально преодоленному ею сопротивлению.
Этим объясняются причудливость и даже жестокость черной магии в древности
и в средние века, черные мессы, причащение гадов, пролитие крови,
человеческие жертвы и другие чудовищности, являющиеся самой сущностью
гетии, или нигромантии. Подобные действия во все времена навлекали на
колдунов справедливую кару законов, В самой основе своей черная
магия-сочетание святотатства и убийства с целью навсегда развратить
человеческую волю и в живом человеке создать омерзительный призрак
дьявола. Следовательно, это, собственно говоря, - религия дьявола, культ
мрака, ненависть к добру, доведенная до высшей степени, воплощение смерти
и создание ада.
Каббалист Боден, которого никоим образом нельзя считать слабым и
суеверным умом, написал свою "Демономанию" специально для того, чтобы
предостеречь против слишком опасного неверия. Изучением каббалы
посвященный в секреты магии он приходил в ужас, думая об опасности,
которой подвергнется общество, если людской злобе будет позволено
пользоваться этой силой.
Поэтому он пытался сделать то же, что пробует сделать в паше время Евд де
Мирвилль: он собрал массу фактов, не объясняя их, и указал невнимательной
или занятой другими вещами науке на существование тайных влияний и
преступных действий злой магии. На Бодена не обратили внимания, также как
не обратят его в наше время и на Евд де Мирвилля. так как для того, чтобы
повлиять на серьезных людей недостаточно указать на явления и предугадать
их причину; нужно изучить эту причину, объяснить ее, доказать ее
существование а это то и пытаюсь я сделать. Буду ли я иметь больший
успех?
От любви некоторых людей можно умереть также, как и от их ненависти:
существуют страсти настолько поглощающие, что предмет подобной страсти
умирает, подобно невестам вампиров. не только злые мучат добрых, но и
добрые, сами того не сознавая, мучат злых. Кротость Авеля была долгим и
мучительным колдовством для свирепости Каина. У дурных людей ненависть к
добру происходит от инстинкта самосохранения; впрочем, они не согласны
признавать добром то, что их мучит, и чтобы быть спокойными, стараются
обожествить и оправдать зло. По мнению Каина, Авель был лицемером и
трусом, бесчестившим человеческую гордость своей постыдной покорностью
божеству. Сколько должен был выстрадать этот первый убийца, прежде чем
решиться на ужасное преступление против брата?
Авель пришел бы в ужас, если бы мог его понять.
Антипатия-предчувствие возможного колдовства, - как любви, так и
ненависти, - ибо часто антипатия заменяется любовью. Астральный свет
предупреждает нас о будущих влияниях, действуя на более или менее
восприимчивую и живую нервную систему. Внезапная симпатия и любовь -
вспышки астрального света, вполне точно, мотивированные и их можно
объяснить и доказать так же точно, как и разряды сильных электрических
батарей. Из этого можно видеть, сколько непредвиденных опасностей
угрожает профану беспрестанно играющему с огнем на пороховых погребах,
которых он не видит.
Мы насыщены астральным светом, и постоянно выбрасываем его и заменяем
новым. Глаза и руки - нервные аппараты, назначение которых притягивать и
выбрасывать. Полярность рук сосредоточивается в большом пальце; поэтому,
следуя магическому преданию, еще сохранившемуся в наших деревнях, если вы
находитесь в подозрительном обществе, надо держать большой палец согнутым
и спрятанным в руке и, избегая пристально смотреть на тех, кого вы имеете
основание бояться, в то же время - постараться первому взглянуть на них,
чтобы избежать неожиданных флюидических выбрасывании и околдованных
взглядов.
Существуют также некоторые животные, обладающие свойством прерывать токи
астрального света, так как они его поглощают. Все эти животные сильно нам
антипатичны, и взгляд их производит очаровывающее действие; таковы - жаба
и ящерица. Эти животные, если их приручить и носить с собой или держать в
комнатах, гарантируют от галлюцинаций и обольщений астрального опьянения;
"астральное опьянение", слово в первый раз употребляемое мной здесь и
объясняющее все явления необузданных страстей, исступления ума и
безумия.
Воспитывайте ящериц и жаб, носите их с собой, но только, ради Бога, не
пишите, скажет мне ученик Вольтера. На это я могу ответить, что серьезно
об этом подумаю, когда почувствую расположение смеяться над тем, чего я
не знаю, и считать безумными людей, ни науку, ни мудрость которых не
понимаю.
Парацельс, величайший из христианских магов, противопоставляет колдовству
действия противоположного колдовства. Он составлял симпатические
лекарства и прикладывал их не к больным органам, но к их изображению.
Такое лечение сопровождалось чудесным успехом, и ни один врач никогда не
достигал чудесных излечении Парацельса.
Но Парацельс открыл магнетизм задолго до Месмера и дошел до последних
выводов из этого чудного открытия или, скорее посвящения в магию древних,
которые гораздо лучше нас понимали природу великого магического агента, и
не считали астральный свет, азот, универсальную магнезию мудрецов,
особенным животным флюидом, исходящим только из некоторых особенных
существ.
В своей оккультной философии Парацельс восстает против церемониальной
магии; конечно, он знал ее страшную силу, но без сомнения, хотел
опорочить ее деяния, чтобы дискредитировать черную магию. Он считает, что
всемогущество мага заключается во внутреннем и тайном "magnes". - Самый
опытный из современных магнетизеров не мог бы лучше выразиться. - Однако,
для лечения болезней он рекомендует употребление магических знаков и, в
особенности, талисманов. В восемнадцатой главе мне придется еще вернуться
к талисманам Парацельса, излагая, по Гаффарелю, очень важный вопрос об
оккультных иконографии и нумизматике.
От колдовства лечат также заменой, если она возможна, и разрывом или
отвращением астрального тока. Деревенские традиции обо всем этом прямо
удивительные, и, конечно, существуют много веков - это - остатки учения
друидов, посвященных в мистерии Египта и Индии путешествующими
иерофантами. В народной магии известно, что колдовство, т. е.
определенное и подтвержденное поступками желание творить зло, всегда
достигает своей цели, и колдун не может отказаться от своего злодеяния,
не подвергая себя смертельной опасности. Колдун, освобождающий
кого-нибудь от своих чар, должен иметь какой-нибудь другой предмет для
своей злобы, иначе он уверен, что сам будет поражен и погибнет жертвой
своего собственного колдовства. Так как астральное движение совершается
по кругу, то всякое азотическое или магнетическое испускание, не
встречающее своего "медиума", с силой возвращается к своей точке
отправления; этим объясняется одна из самых странных историй священной
книги - о демонах, посланных в свиней, которые бросились в море. Целью
этого дела высшего посвящения было разорвать магнетический ток,
зараженный злыми волями. - Имя мое легион, - говорил инстинктивный голос
больного, - ибо нас много.
Одержание бесом - колдовство, и в наше время существует неисчислимое
множество одержимых. Святому монаху, посвятившему себя служению
помешанным, Илариону Тиссо, благодаря долгому опыту и практике
христианских добродетелей, удалось излечить много больных, и, сам того не
зная, он употребляет магнетизм Парацельса. Он приписывает большинство
болезней либо расстройству воли самого больного, либо злому влиянию
посторонней воли; все преступления он считает поступками безумных и хотел
бы, чтобы злых лечили, как больных, а не раздражали их еще больше и
делали неизлечимыми под предлогом наказания. Сколько пройдет времени,
прежде чем монах Иларион будет признан гениальным человеком, и сколько
серьезных людей, прочтя эту главу, скажет, что я и Иларион Тиссо должны
лечить друг друга, следуя общим нам идеям и остерегаясь публиковать свои
теории, если не хотим, чтобы нас приняли за врачей, которых нужно
поместить в лечебницу для неизлечимо больных.
- И все таки она вращается! - воскликнул Галилей, топнув ногой. - Вы
познаете истину, и она сделает вас свободными, - сказал Спаситель
человечества. Можно было бы добавить: Вы полюбите справедливость, и она
сделает вас здоровыми. - Порок - яд даже для тела, и истинная добродетель
залог долгой жизни.
Методы, сопровождаемого обрядами колдовства, меняются сообразно времени и
лицам; и все люди, коварные и господствующие над другими, сами открывают
его секреты. Поступая таким образом, они инстинктивно следуют внушениям
великого агента, который как я уже говорил, превосходно приспособляется к
нашим порокам и добродетелям; вообще, можно сказать, что мы подчиняемся
воле других по аналогии с нашими склонностями и, в особенности,
недостатками.
Поощрять чьи-нибудь слабости, - значит, завладеть этим человеком и
сделать его своим орудием. Когда две аналогичных по своим недостаткам
натуры подчиняются друг другу, происходит род замены слабого более
сильным и настоящее одержание одного духа другим. Часто слабый
сопротивляется, хочет возмутиться, и в результате становится еще более
рабом. Так, Людовик XIV составлял заговоры против Ришелье, а потом
получал прощение, выдавая своих соучастников.
Все мы имеем какой-нибудь преобладающий недостаток, и, влияя на него,
враг всегда может завладеть нами; тщеславие для одних, лень для других,
эгоизм для большинства. Если коварный и злой дух завладеет этим рычагом,
- вы погибли. Вы становитесь тогда не помешанным, не идиотом, но
отчужденным (aliene), в точном значении этого слова, т. е. подчиненным
постороннему импульсу. В этом состоянии вы испытываете инстинктивный ужас
ко всему тому, что может вернуть вам разум, и не хотите даже слышать
увещаний, противоречащих вашему безумию. Это одна из опаснейших болезней,
могущих повредить человеческую нравственность.
Единственное лекарство от этого колдовства - воспользоваться этим
безумием, чтобы излечить его и заставить больного найти воображаемое
удовлетворение в делах, противоположных тем, благодаря которым он погубил
себя. Так, например, вылечить честолюбца, заставить его желать небесной
славы, - лекарство мистическое; излечить распутника настоящей любовью -
лекарство естественное; доставить тщеславному почетный успех; учить
скупцов бескорыстию и доставить им справедливую выгоду посредством
почетного участия в благородных предприятиях и т. д.
Реагируя таким образом на мораль, удается излечить большинство физических
болезней, ибо нравственность влияет на телосложение, в силу магической
аксиомы: "То, что находится вверху, подобно тому, что находится внизу".
Поэтому же Учитель, говоря о паралитичкой женщине, сказал: "сатана связал
ее". Болезнь всегда происходит от недостатка или излишества, и в основе
физической болезни вы всегда найдете моральное расстройство; это -
неизменный закон природы.
Материал взят из: Элифас Леви "Учение и ритуал высшей магии" (c) 1910
| |
|